>>3016133>
Он задался целью "прочитать книгу" и ради этого почему-то убил собаку.
Ну если ему действительно нужно прочитать книгу, он бы прочитал книгу. Если вместо этого он начал делать что-то другое, значит нифига ему это не нужно, разве не так?
>
Для нас вполне можно из всех возможных поведений выбрать наилучшее по некоторому набору свойств, это поведение будет называться рациональным.
Но если у каждого своя (то есть субъективная) система ценностей и ориентиров, то как можно выделить объективные лекала того, что является более "рациональным".
>
Рациональное поведение - это, например, учитывание когнитивных искажений при принятии решений, использование математики там, где это уместно, по возможности использование знаний из семиотики.
А если человек сознательно отказывается от таких методов в пользу, к примеру, интуиции или эмоциональной спонтанности, то тогда что? Ведь он тоже, по существу, ставит себе цель - делать так-то и не делать так-то. Следовательно, он тоже рационален, да?
Мне просто действительно интересно. Подобный разговор у меня уже был с одним "рационалистом", который в итоге признал, что любое сознательное человеческое поведение в сущности является рациональным, т.к. за сознательные действия отвечает, собственно, сознание, то бишь разум. Внешне "иррациональные" действия тоже могут быть вполне сознательными (случаи интоксикации, помешательства и прочих "изменённых состояний" не берём).
Ну а я рационализм всё-таки понимаю с философской точки зрения - как западную школу мысли, корнями уходящую к Аристотелю, которая породила эпоху модерна и такие его
гадкие парадигмы, как гегельянство, марксизм, фрейдизм, структурализм и позитивизм. Я же придерживаюсь позиций экзистенциализма, провозглашающего центральную значимость и уникальность человеческого бытия и выступающего категорически против сведения человека до банальной функции от какой-либо "надчеловеческой" системы, будь то природа, общество, язык, "абсолют" и т.д.