>> |
No.114673
Внимание аттеншн увага, данный текст выглядит не совсем так, как я хотел - первый абзац был мной совершенно бездарно проёбан, когда я сохранил на его место второй (теперь я ещё и по несколько копий буду делать), так что пришлось его восстанавливать по памяти. Я постарался сохранить структуру, но что-то мог и забыть.
Ну вот наконец меня и дёрнуло пересмотреть фильм 1985 года. В прошлый раз смотрел его лет 10 назад и ничего не понял, так что сюжет вспоминал по книге; этот просмотр, стало быть, для меня ознаменовался первым пониманием его текста. А вот книгу я уже немножко и подзабыл, так что вполне может оказаться, что сцены, которых я не помню или помню по-другому, действительно там были, и именно такими. Перед просмотром я думал, окажется ли моё недавнее ворчанием результатом того, что я на самом деле ничего не помню и просто придумываю на ходу. Результат оказался несколько неоднозначным - в начале я даже чувствовал некий стыд, но ко второй половине фильм всё же начал раскрываться. Пожалуй, главным его недостатком можно назвать его клиповость. Фильм представляет собой набор отдельных сцен, практически не связанных друг с другом, в которых хоть и видны сквозные сюжетные линии, но единой истории не просматривается, в результате понять сюжет становится трудновато. Для нас-то не страшно, я и сам не сразу заметил, но не уверен, насколько хорошо люди неподготовленные смогут понимать, что тут происходит. Забавно, что примерно так же я описывал Лолиту 1962 года, но там это было гораздо лучше обставлено.
Внимание аттеншн увага, данный текст выглядит не совсем так, как я хотел - первый абзац был мной совершенно бездарно проёбан, когда я сохранил на его место второй (теперь я ещё и по несколько копий буду делать), так что пришлось его восстанавливать по памяти. Я постарался сохранить структуру, но что-то мог и забыть.
Ну вот наконец меня и дёрнуло пересмотреть фильм 1985 года. В прошлый раз смотрел его лет 10 назад и ничего не понял, так что сюжет вспоминал по книге; этот просмотр, стало быть, для меня ознаменовался первым пониманием его текста. А вот книгу я уже немножко и подзабыл, так что вполне может оказаться, что сцены, которых я не помню или помню по-другому, действительно там были, и именно такими. Перед просмотром я думал, окажется ли моё недавнее ворчанием результатом того, что я на самом деле ничего не помню и просто придумываю на ходу. Результат оказался несколько неоднозначным - в начале я даже чувствовал некий стыд, но ко второй половине фильм всё же начал раскрываться. Пожалуй, главным его недостатком можно назвать его клиповость. Фильм представляет собой набор отдельных сцен, практически не связанных друг с другом, в которых хоть и видны сквозные сюжетные линии, но единой истории не просматривается, в результате понять сюжет становится трудновато. Для нас-то не страшно, я и сам не сразу заметил, но не уверен, насколько хорошо люди неподготовленные смогут понимать, что тут происходит. Забавно, что примерно так же я описывал Лолиту 1962 года, но там это было гораздо лучше обставлено. Другой обращающей на себя внимание особенностью является постоянная тяга фильма к приукрашиванию, обострению, сгущению красок. Многие отношения и характеры (правда, кое-где его скрутили в минус) доводятся до крайней степени, видимо, для усиления драмы - или, что более вероятно, сочувствия к героям. Что-то не помнится мне, чтобы у Джесса было такое бедственное положение дома, а Гарри Фалчер тут гораздо жёстче, чем даже в фильме 2007. Из-за этого смотреть фильм как экранизацию довольно странно. Многие сцены вырезаны, некоторые сюжетные линии обрываются, как конфликт с Дженис Эйвери, который ведёт просто вникуда, а Фалчер так и вовсе непонятно для чего нужен. В то же время фильм добавляет и несколько новых сцен, которые не выбиваются из общей канвы и при этом позволяют лучше раскрыть некоторые отношения и характеры - как, например, ранний конфликт Джесса с Мей Белл, предзнаменующий концовку, а самая любимая мной из добавленных сцен - когда Джесс показывает учительнице свои рисунки, а Лесли его отвлекает. Простой, но изящный способ, как показать, что учительницу он ценит больше Лесли, когда этого нельзя сказать напрямую. А сцена одинокого собирания Лесли в лес и её ожидания Джесса, перемежаемая кадрами его похода по музею, вообще отлична. Кстати, об учительнице - то, как Мисс Эдмундс и Миссис Майерс слили в одного персонажа, отчётливо свидетельствует о том, что они зажопили денег на вторую актрису, но финальный монолог о потере из уст мисс Эдмундс звучит довольно гармонично. Что ещё хочется отметить касательно соответствия книге - так это неизменённые диалоги. Тот же диалог о положении Дженис, который, согласно TVTropes, в фильме 2007 изменили в угоду новым веяниям, тут не смягчён и, по-видимому, верно отображает если не реалии ирл в те времена, то хотя бы быт персонажей.
Но мы же рассматриваем фильм не только как экранизацию, но и как, собственно, фильм. И вот в этом смысле, если не считать вышеозначенных претензий к нарезанности сюжета, он и начинает себя проявлять - хотя и расстройства тут тоже серьёзные. Конечно, от фильма так и веет бюджетностью (помимо учительницы, тут даже канат заменён на простое бревно), но сколько бы сценарист нового фильма его ни ругал, о его кинокачествах, возможно, гораздо больше говорит то, насколько он повлиял на фильм 2007. Возможно, не напрямую или не специально, но некоторые сцены в 2007 как будто напрямую скопированы из 1985 (например, сцена с пением на уроке музыки или гонка), хотя авторам старого фильма иногда отказывает чувство меры и некоторые сцены чересчур затянуты. Новый фильм унаследовал от старого и некоторые сценарные решения, вроде буллинга от Фалчера (а в сцене их перебранки на гонке роли и вовсе распределены именно так, как в старом фильме, а не книге). Думаю, вполне можно говорить, что МвТ 1985 стал настоящим предшественником МвТ 2007. Что касается ребят, то тут я вспомнил правильно примерно наполовину. Джесс, например, не деревянный, но отчётливо переигрывает, иногда - слишком сильно (я умудрился засмеяться, когда ему сообщают о смерти Лесли). Но на лицо он вполне неплох, хорошо старается отыгрывать и частенько становится ужасно похож на Хатчерсона, как на этих кадрах. В рамках же персонажа он немного лишён персональности из-за вырезания его мыслей и чувств, но это не сильно вредит фильму, поскольку его отношение всё равно видно через взаимодействие с другими персонажами, в том числе и в добавленных сценах, о которых я уже говорил. Лесли - совсем другое дело конечно же, как всегда самая главная тема здесь. Надо сказать, когда её показали впервые - я действительно подумал, что это мальчик, абсолютная верность книге (Дженис, кстати, тоже очень пацанковатая, тот ещё буч). Но, уже в противовес книге, Лесли сильно пострадала от искажения характера. То, что я выше говорил о стремлении фильма всё гиперболизировать, в отношении неё вылилось в концентрации на её отчуждённости и изгойстве. От её бунтарского характера не осталось и следа, ни в поведении, ни в одежде, и даже в сцене с партой она покорно соглашается с решением учительницы, вместо того, чтобы обустроить всё под себя, наплевав на общественность. В отличие от Джесса, вот она как раз недоигрывает и часто выдаёт ноль эмоций. Но по внешности она гораздо больше выглядит как та, которой будут сторониться (очки стали интересным дополнение к образу), и становится понятнее, почему Джесс поначалу стыдился знакомства с ней (опять же, благодаря отменной режиссуре в ещё одной добавленной сцене, кстати, второй моей любимой из добавленных сцен, раздачи учебников). Вот только, ни в коем случае не шеймлю, но по фигуре она всё же некоторый диссонанс вызывает, не кажется мне, что у спортивной Лесли могла быть такая фигура (хотя в этой версии она больше книжная затворница, чем активная авантюристка); грации, разумеется, тоже никакой нет. Но боги, как же она при этом всё ещё способна быть милой! Уж не знаю, за счёт чего, но несколько раз она даже ничуть не уступает АСР - особенно она мне нравится в сцене покраски дома (и одновременного дарения собаки), жаль, что там куча динамики и нормальный статичный кадр сложно поймать. Ну и, пожалуй, моя самая любимая сцена во всём фильме (тоже добавленная) - сцена коронации. После этой сцены я понял, что новому фильму ужасно не хватает вида Лесли в цветочном венке - благо что у нас всё же есть кадр с АСР в таком образе из другого фильма. А вот что вырезали сцену в церкви - так этого жаль.
Но есть у фильма и пара очень серьёзных недостатков. Первый из них я заметил практически под самый конец, когда на похоронах вспомнил "Точно, а Лесли-то ведь больше в этом фильме не будет". И обнаружил, что мне вообще наплевать на это, ни горячо ни холодно. И понял, что Лесли тут невероятно мало, её категорически не хватает. К ней попросту не успеваешь привязаться, она не успевает вызвать чувств, полагающихся ситуации. В результате её смерть не переворачивает фильм, а создаёт впечатление лишь поворота ради поворота. Сколько бы мы тут ни говорили о символичности, образности, даже утилитарности её персонажа, мне всё же кажется, что Мост в Терабитию - это история не только Джесса, но и Лесли. И выкидывать эту историю - преступление, а именно это фильм и сделал. Но если бы она не переворачивала только фильм, если бы только её история была выкинута. Фильм самым наглым образом лишён всей морали оригинала. Я уже говорил о том, как фильм не отображает мыслей, чувств и переживаний Джесса, но их стараются передать диалогом, действием или актёрской игрой. А посыл передать не стараются никак. Джесс в конце не строит мост (привет бюджету), не проходит переосмысления своих ценностей (привет вырезанным диалогам и авторскому тексту), лишь кое-как сохранены диалоги с отцом и с учительницей, но этого мало, но чтобы понять суть, этого мало. Даже конфликт с Мэй Бель (разрешение которого как будто навеяно сценой с Дженис) остаётся незавершённым, и в результате в конце совершенно непонятно, с чего вдруг он приводит её в Терабитию и провозглашает принцессой. Фильм, как и в 2007, заканчивается на этой светлой ноте, но помимо этого ничего положительного в концовке нет, потому что ни персонажи, ни зрители не извлекают из этой истории никаких уроков.
Что касается мелких деталей - музыка, как мне показалось и в прошлый раз, довольно приятная, хоть и не представляющая из себя ничего особенного (в тот раз она мне показалась чуть ли не единственным плюсом фильма). Кастинг на родителей, что Джесса, что Лесли, тоже неплохой. Ещё забавно то, как в начальных титрах на первое место поставлена актриса мисс Эдмундс, а все остальные проходят по категории "В фильме также снимались", как будто это она тут главный герой - хотя в каком-то смысле так и есть, учитывая, что её сюжетная линия оказалась единственной необрезанной (её малая роль отлично вписалась в малый хронометраж) и по экранному времени она уступает только главным героям, не раз и не два выступая если не двигателем сюжета (клиповость, как-никак), то катализатором важных сюжетных событий. И моя случайная шутка про то, что это адаптация без ужасов взрослого мира, внезапно сыграла - в фильме нет ни намёка ни на политику, ни на общественные движения, ни разу не упоминается Вьетнамская война, а Эдмундс даже не принадлежит к хиппи, что уж говорить о феминистках (впрочем, другого ожидать было сложно, но того, что чего-то в этом повествовании не хватает, я тоже заметил далеко не сразу). А герои как-то странно для сентября одеты, в пуховики и варежки (если только не в этом заключается бунтарскость Лесли в одежде). А, ну и ещё забыл в самом начале сказать, что фильм (по крайней мере, в первой половине) мне показался ужасно скучным и унылым, я буквально заставлял себя посмотреть его в один присест, и за первые же полчаса выпил часовую норму пива (хотя я частенько перематывал, потому что всё же не мог с первого раза разобрать реплику).
В итоге это крайне дешёвый и беззубый детский фильм о дружбе, который как адаптация скорее больше вредит, чем помогает. Если вы уже полюбили оригинал или новую экранизацию, если вам не смущает плохая актёрская игра и бюджетность во всём, то в качестве заполнения коллекции от этого фильма можно получить некоторое удовольствие. В противном случае, боюсь, вынужден воздержаться от его советования хотя, думаю, я всё же заставляю его выглядеть хуже, чем он есть на самом деле, но пересматривать его я буду вряд ли - хотя как знать, даже и сейчас, когда я подбираю кадры для скриншотов, он навевает светлые чувства.
|