>> |
No.1269744
>>1269738Нет, скорее просто не очень люблю людей. >>1269741> два вида ограничений: внутренние и внешние не всё так просто. Ограничения внутренние зачастую сформированы внешними условиями. Ну например если бы ребёнка в 5 лет не отдали в "воскресную школу" - ему бы было похуй на богов, религию и прочую подобную чушь. > не значит, что он несвободен, просто у него нет возможности получить желанное Ну вот зачем извиваться так? Во-первых, тогда уж давайте вообще желания разделять на принципиально невозможные (например, жить на Солнце) и локально невозможные (например, бомж хочет жить в особняке, владеть акциями крупной корпорации и управлять миром). То есть, тут вот даже если будем игнорировать принципиально невозможные желания - то получается, что свобода будет определяться количеством локально невозможных желаний для каждого конкретного человека - чем их больше, тем менее человек свободен. При этом малое знание может делать человека более свободным, в том плане, что если он ничего толком не знает, то и не может хотеть того, что не знает. Ну простейший пример - вышла крутая игра, которая бы тебе понравилась, но ты про неё не слышал, ничего не знаешь, следовательно её не хочешь. Но вот узнал про неё, однако не можешь позволить себе купить - и вот уже твоя свобода ограничена, потому что стало на 1 локально-невозможное желание больше. > человека без внутренних ограничений можно назвать свободным
>>1269738Нет, скорее просто не очень люблю людей. >>1269741> два вида ограничений: внутренние и внешние не всё так просто. Ограничения внутренние зачастую сформированы внешними условиями. Ну например если бы ребёнка в 5 лет не отдали в "воскресную школу" - ему бы было похуй на богов, религию и прочую подобную чушь. > не значит, что он несвободен, просто у него нет возможности получить желанное Ну вот зачем извиваться так? Во-первых, тогда уж давайте вообще желания разделять на принципиально невозможные (например, жить на Солнце) и локально невозможные (например, бомж хочет жить в особняке, владеть акциями крупной корпорации и управлять миром). То есть, тут вот даже если будем игнорировать принципиально невозможные желания - то получается, что свобода будет определяться количеством локально невозможных желаний для каждого конкретного человека - чем их больше, тем менее человек свободен. При этом малое знание может делать человека более свободным, в том плане, что если он ничего толком не знает, то и не может хотеть того, что не знает. Ну простейший пример - вышла крутая игра, которая бы тебе понравилась, но ты про неё не слышал, ничего не знаешь, следовательно её не хочешь. Но вот узнал про неё, однако не можешь позволить себе купить - и вот уже твоя свобода ограничена, потому что стало на 1 локально-невозможное желание больше. > человека без внутренних ограничений можно назвать свободным Однако такие ограничения будут в любом случае, в той мере, в какой они обоснованы внешними ограничениями. Ну например ты обладаешь свободой сунуть пальцы в розетку, но не делаешь этого из-за внутренних ограничений. Другое дело, что ещё нужно смотреть на необходимость, однако это уже категория во многом субъективная. В любом случае, не существует "свободы" как некоей объективной ценности, как величины, которую можно было бы измерить. Если спуститься совсем на обывательский уровень, то например законы в каком-нибудь государстве могут быть самыми общими и почти ничего не ограничивать. Но в таком случае, в условном обществе анархии, начинает работать закон силы. Кто сильнее (богаче) - тот и диктует свою волю, ограничивая чужую свободу. Чтобы обеспечить свободу, ну какой-то условный её уровень, в современном обществе необходимо обеспечить гарантированный финансовый доход. Впрочем, об этом ещё Сталин говорил в интервью американскому журналисту, что без финансовой свободы декларация всех других видов свобод будет просто пустым пшиком. Ну это как отрубить человеку ноги и сказать - ты можешь идти, куда хочешь. Я тебя не держу.
|